Шестиклассники (дети 11-12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.
В этот период подросток
становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной
жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы
войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы,
возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.
Многие исследователи
рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по
сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на
поверхность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на
практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Обратим
внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений
любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со
школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что
подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную
программу.
Очевидно, что эта
любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к
окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что
имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.
В это время школьные
интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы
связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и
далеко выходят за рамки школьной программы (Дубровина И.В., 1991).
Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Любознательность
в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще
не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может
позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих
личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный
выбор.
Мода на увлечения
Специфика интересов
подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают
потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для
общения, его содержание и средства. В значительной части случаев
подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет
войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает
действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например,
какой-либо рок- или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в
моде).
С этим связана и
характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо
увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда
даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.
Подобная «мода» может
причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы – от
достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны,
например, случаи, когда детская токсикомания возникала вследствие
появившейся в школе моды нюхать различные бытовые химические препараты.
Нередки случаи, когда
мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит
позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в
его делах.
Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения,
когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает
сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более
младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто – в 11-12 лет.
В поисках эмоционального насыщения
«Сверхценными» могут
стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые
мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно
быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих
мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести характер
длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные
фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т.п.
Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям,
группам, исполнителям. Во многом он определяет существующей в школе, в
компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но,
кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным
музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни
подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в
соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы
ответом на многие мучающие подростка вопросы.
Известный рок-музыкант Ди Снайдер пишет по этому поводу: «Слушая рок-н-ролл – и притом громко … я
хоть на время находил спасение от неуверенности и сумятицы чувств»
(Снайдер Д. Практическая психология для подростков. М.,1995).
Отсутствие интересов
Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше.
С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям
полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но
чаще – в начале старшего подросткового возраста.
Как уже отмечалось,
значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их
содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины
устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в
отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых.
Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на
развитие какого-либо интереса у школьника.
Влияют на отсутствие
интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в
библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника
стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты
секций и др.).
Развитие интересов в
подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью
педагогов собственным предметом и наличием у них более широких
интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений
школьников.
Нередко интересы
школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для
деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым
неуспехом (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой
сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его
самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами
развития интересов.
Вместе с тем необходимо
иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с
ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются
чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без
особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие
подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.
«Ключом ко всей проблеме
психологического развития подростка является проблема интересов в
переходном возрасте, - писал Л.С.Выготский. – Все психологические
функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не
автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые
определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и
интересами» (Выготский Л.С., Сочинения, т.4, с.6).
Комментариев нет:
Отправить комментарий